Научная библиотека православной музыки

История библиотеки

Партитуры, вошедшие в состав Научной библиотеки православной музыки, были собраны, детально систематизированы и каталогизированы доктором Владимиром Морозаном — основателем и директором проекта НБПМ. В течении сорока лет материалы собирались в форме фотокопий и микрофильмов из государственных, академических и частных библиотек в России, Восточной и Западной Европе и Северной Америке.

Поиск, сбор и составление каталога партитур, на основе которых создана НБПМ, осуществлялись при поддержке грантов, выданных д-ру Владимиру Морозану Фондом Томаса Уатсона (Thomas J. Watson Foundation Fellowship) в 1973-74, Фондом Уилльяма Фулбрайта (Fulbright/IREX International Research and Exchange Program) в 1979, и Национальным Фондом для Гуманитарных Наук США (National Endowment for the Humanities) в 1984-85. Мы выражаем благодарность этом организациям за их финансовую поддержку.

Партитуры собирались в библиотеке при соборе св. Александра Невского в Париже, в библиотеке Русской консерватории в Париже; в библиотеке Отцов ассомпсионистов в Париже; в библиотеке св. Сергиевского богословского института в Париже, в скиту св. Пророка Илии на Афоне, в Государственном музее музыкальной культуры им. М. И. Глинки в Москве; в Библиотеке Ленинградской духовной академии, в Государственной библиотеке им. Ленина в Москве, в Библиотеке Московской консерватории, в коллекции И. А. Колчина при Свято-Владимирской Духовной Семинарии в Йонкерс, Нью-Йорк и в частных коллекциях Л. И. Кишковского, А. А. Ткаченко, прот. Николая Веглайса, Е. И. Евца, прот. Константина Тивецкого и др.

О номерах каталога

В процессе собирания и систематизирования духовных произведений православных композиторов (включая композиторов русского, украинского, белорусского происхождения, а также других православных наций), д-р Владимир Морозан разработал систему номеров каталога, состоящих из двух букв полученных из латинского написания фамилии композитора (например: Cn — Chesnokov или Та — Tchaikovsky и т.д.) и порядковых номеров, соответствующих, в большинстве случаев порядку выпусков произведений, отраженных либо в номерах опусов назначенных самим композитором или в серийных номерах издательства. (Эти же самые номера каталога обозначают новые издания многих произведений, выпущенных издательством Musica Russica — www.musicarussica.com.)

Работа д-ра В. П. Морозана над проектом создания «Энциклопедического тематического каталога русской хоровой музыки» (не опубликован) была финансирована в 1984-85 Национальным фондом гуманитарных наук США.