Научная библиотека православной музыки

Чайковский, Петр

Petertchaikovsky
ЧАЙКОВСКИЙ, Пётр Ильич (р. 25 апреля [7 мая] 1840, пос. Воткинск, Вятская губерния; ум. 25 октября [6 ноября] 1893, Санкт-Петербург). Среди русских композиторов хоровой музыки положение Чайковского вполне можно считать основополагающим. Широко преуспев в светской музыке, Чайковский также оказал несравненно важное влияние на православную духовную музыку. До того как он написал Литургию св. Иоанна Златоуста в 1878 г., наличие духовно-музыкальной цензуры при Придворной певческой капелле жёстко ограничивало участие композиторов нарождающейся русской национальной школы в сочинении музыки для церкви. После выхода в свет Литургии Чайковского, директор Придворной капеллы Н. И. Бахметев наложил на нее запрет. Это, в свою очередь, побудило издателя Чайковского, П. Юргенсона подать в суд. Решение российского Правительствующено сената в пользу Чайковского и Юргенсона сломало контроль цензуры и открыло дорогу для следующего поколения русских композиторов для сочинения духовныx произведений без бюрократическоого вмешательствa. С точки зрения стиля музыка, написанная Чайковским для Литургии не была ни радикальной, ни новаторской, однако то обстоятельство, что он сочинил новую, оригинальную музыку для большинства песнопений Литургии, определило направление, которому последовалo большинство композиторов. Cреди наиболее известных можно назвать А. Т. Гречанинова, М. М. Ипполитов-Иванова, братьев Чесноковых, Александра и Павла, Н. Н. Черепнина и С. В. Рахманинова. Через несколько лет после написания Литургии Чайковский в 1882 г. снова обратился к написанию духовной музыки. В своем Всенощном бдении опус 52 он стал первым композитором, обратившимся к традиционным распевам русской православной церкви как к основе для создания литургического цикла. Mногоголосная обработка распевoв не была чем-то необычным, но тот факт, что он первым среди серьезных композиторов обратил внимание на русский национальный мелос, сыграл важную роль. Не случайно, более чем 30 лет спустя, Рахманинов использовал ряд тех же самых распевов в своем монументальном Всенощном бдении опус 37. После создания этих двух крупных литургических циклов, Чайковский, при поддержке Императора Александра III, написал ещё десять духовных песнопений для хора, в которых он положил начало для некоторых композиционных и стилистических особенностей, впоследствии характеризующих «Новое направление» русской духовной музыки в начале ХХ века — это, богатая, яркая хоровая фактура с частым применением divisi, изобретение новых мелодий „под распев“, а также использование мотивов, основанных на типичных попевках распевов в мелодическом голосоведении. Как ведущий русский музыкант, Чайковский сделал еще несколько важных шагов в развитии русской церковной музыки. В годы между написанием Литургии и Всенощной он отредактировал полное собрание духовных произведений Д. С. Бортнянского для издательства Юргенсона. Он также составил «Краткий учебник гармонии, приспособленный к чтению духовно-музыкальных сочинений в России» (1875). И —пожалуй его самый судьбоносный вклад — с 1886 по 1889 г. он был членом Наблюдательного совета при Московском синодальном училище церковного пения, в период преобразования училища в серьезное музыкально-учебное заведение. Он способствовал назначению на ведущие должности в училище своих учеников из Консеватории — хорового дирижёра В. С. Орлова (1858-1907) и композитора А. Д. Кастальского (1856-1926). Вместе с музыковедом С.В. Смоленским (1848-1909), Орлов и Кастальский, следуя заветам Чайковского, сделали Московское синодальное училище и его хор фундаментом для создания крупнейшего и значительнейшего корпусa русской духовной хоровой музыки.

Найдено 47 результатов

Сортировка:
Ссылки на новые издания
Слушать аудио
Скачать аудио-файл
Ta043

Ангел вопияше

без опуса

Задостойник Св. Пасхи

С(divisi)А(divisi)Т(divisi)Б(divisi)

ПЮ #31585 б.г. посмертное издание

Первое печатное издание

5

Ta043

  • Ta043 search

    MR Ta043

  • C101 small

    MR Ta043

Ta016 033

Всенощное бдение. Опыт гармонизаций богослужебных песнопений.

Op. 52

СdivisiАdivisiТdivisiБdivisi

ПЮ 1882

Первое печатное издание

116

Ta016-033

18 Нажмите [+], чтобы расширить

Ta016

1

No. 1 - Предначинательный псалом

Introductory Psalm at Vigil

Op.52, No. 1

Греческий рапев

Предначинательный псалом на Всенощной

Пс. 103[104]:1,6,10,24

САТБ

7

Ta016

  • Ta016 search

    MR Ta016

Ta017

2

No. 2 - Господи, помилуй и другие краткие молитвословия

Litanies and Responses

Op.52, No. 2

Знаменный распев Киевский распев

Ектении и краткие молитвословия

САТБ

9

Ta017

Ta018

3

No. 3 - Кафизма

First Antiphon of the First Kathisma

Op.52, No. 3

Знаменный распев

Первый антифон первой кафизмы

Пс. 1:1,6; 2:11,12; 3:8,9

САТБ

5

Ta018

  • Ta018 search

    MR Ta018

Ta019

4

No. 4 - Господи, воззвах на 8 гласов

Vesper psalms

Op.52, No. 4

Киевский распев

Вечерние псалмы

Пс. 140[141]:1-2

САТБ

16

Ta019

Ta020

5

No. 5 - Свете тихий

Evening Hymn

Op.52, No. 5

Киевский распев

Вечерняя песнь

СdivisiАdivisiТdivisiБdivisi

3

Ta020

  • Ta020 search

    MR Ta020

Ta021

6

No. 6 - Богородице Дево

Dismissal Troparion

Op.52, No. 6

Греческий рапев

Тропарь отпустительный

САТБ

1

Ta021

  • Ta021 search

    MR Ta021

Ta022

7

No. 7 - Бог Господь на 8 гласов с Тропарями

Resurrectional Dismissal Troparia

Op.52, No. 7

Греческий рапев

Воскресеные тропари отпустительные

САТБ

16

Ta022

Ta023

8

No. 8 - Полиелей

Polyeleos

Op.52, No. 8

Греческий рапев

Полиелей

Пс. 134[135]:1,21; 135[136]:1,26

САТБ

6

Ta023

  • Ta023 search

    MR Ta023

Ta024

9

No. 9 - Тропари на непорочнах

[Resurrectional] Matins Troparia (Evlogitaria)

Op.52, No. 9

Малый знаменный распев

Тропари по Непорочных на Утрене

САТБ

8

Ta024

  • Ta024 search

    MR Ta024

Ta025

10

No. 10 - Антифон степенный 4-го гласа

Gradual Antiphon in the Fourth Tone

Op.52, No. 10

Греческий рапев

Антифон степенный 4-го гласа

САТБ

3

Ta025

  • Ta025 search

    MR Ta025

Ta026

11

No. 11a - Песнопения по Евангелии

Hymn of the Resurrection after the Gospel Reading at Matins

Op.52, No. 11a

Песнопения по Евангелии

СdivisiАТdivisiБ

3

Ta026

  • Ta026 search

    MR Ta026

Ta027

12

No. 11b - Песнопения по Евангелии

Hymn of the Resurrection after the Gospel Reading at Matins

Op.52, No. 11b

Греческий рапев

Песнопения по Евангелии

САТБ

6

Ta027

Ta028

13

No. 12 - Отверзу уста моя

Kanon to the Mother of God Common Katavasia

Op.52, No. 12

Знаменный распев

Ирмосы канона Пресв. Богородице (Катавасия рядовая)

САТБ

11

Ta028

Ta029

14

No. 13 - Песнь Богоматери с припевом

Canticle of the Mother of God

Op.52, No. 13

Греческий рапев

Песнь Пресв. Богородицы

Луке 1:46-55

САТБ

4

Ta029

Ta030

15

No. 14 - Свят Господь Бог наш

Resurrectional Exaposteilarion

Op.52, No. 14

Знаменный распев

Воскресный экзапостиларий

САТБ

1

Ta030

Ta031

16

No. 15 - Богородичен

Concluding Sticheron to the Mother of God on the Praises

Op.52, No. 15

Знаменный распев

Заключительная стихира (Богородичен) на Хвалитех

САТБ

3

Ta031

  • Ta031 search

    MR Ta031

Ta032

17

No. 16 - Великое славословие

Great Doxology

Op.52, No. 16

Знаменный распев

Великое славословие

САТБ

9

Ta032

  • Ta032 search

    MR Ta032

Ta033

18

No. 17 - Взбранной воеводе

Kontakion to the Mother of God at the First Hour

Op.52, No. 17

Малый знаменный распев

Кондак пресв. Богородице на 1-м часе

САТБ

2

Ta033

  • Ta033 search

    MR Ta033

Нажмите [-], чтобы скрыть
Ta045

Гимн в честь Свв. Кирилла и Мефодия

без опуса

Переложение старинной славянской мелодии

Духовный стих

САТБ

ПЮ #6700 18--

Первое печатное издание

4

Ta045

  • Ta045 search

    Musica Russica Ta045

  • Ta045 search

    MR Ta045

  • C003 small

    MR Ta045

Ta034 042

Девять духовно-музыкальных сочинений

Без опуса

САТБ(divisi)

П. Юргенсон, 1885

Первое печатное издание

Ссылка на автографы композитора: https://www.culture.ru/catalog/tchaikovsky/ru/item/archiv/devyat-duhovno-muzykalnyh-sochineniy-dlya-smeshannogo-hora

42

Ta034-042

9 Нажмите [+], чтобы расширить

1

Херувимская песнь No. 1

Cherubic Hymn

без опуса

Херувимская песнь

САТБ

5

Ta034

  • Ta034 search

    MR Ta034

2

Херувимская песнь No. 2

Cherubic Hymn

без опуса

Херувимская песнь

САТБ

5

Ta035

  • Ta035 search

    MR Ta035

3

Херувимская песнь No. 3

Cherubic Hymn

без опуса

Херувимская песнь

С(divisi)А(divisi)Т(divisi)Б(divisi)

6

Ta036

  • Ta036 search

    MR Ta036

4

Тебе поем

Hymn of the Epiklesis

без опуса

Мелодия из Обихода нотнаго пения

Песнопение возношения на Евхаристическом каноне

САТБ

3

Ta037

  • Ta037 search

    MR Ta037

5

Достойно есть

Hymn to the Mother of God

без опуса

САТБ

3

Ta038

  • Ta038 search

    MR Ta038

6

Отче наш

The Lord’s Prayer

без опуса

Молитва Господня

САТБ

4

Ta039

  • Ta039 search

    MR Ta039

7

Блажени, яже избрал

Communion Hymn for the Departed

без опуса

Причастный стих за упокой

Пс. 64[65]:5; 101[102]:13

С(divisi)А(divisi)Т(divisi)Б(divisi)

4

Ta040

  • Ta040 search

    MR Ta040

8

Да исправится молитва моя

Prokeimenon at Liturgy of Pre-Sanctified Gifts

без опуса

Прокимен на Литургиии Преждеосвященных Даров

Пс. 140[141]:2-4

ССА Трио и САТБ Хор

5

Ta041

  • Ta041 search

    MR Ta041

9

Ныне силы небесныя

Cherubic Hymn from Liturgy of the Presanctified Gifts

без опуса

Херувимская песнь на Литургии Преждеосвященных Даров

С(divisi)А(divisi)Т(divisi)Б(divisi)

5

Ta042

  • Ta042 search

    MR Ta042

Нажмите [-], чтобы скрыть
Ta001 015

Литургия Св. Иоанна Златоустаго

Op. 41

САТБ(divisi)

ПЮ 1878

Первое печатное издание

62

Ta001-015

15 Нажмите [+], чтобы расширить

Ta001

1

No. 1 - Господи, помилуй

Litanies and Responses

Op.41, No. 1

Ектении и краткие молитвословия

СdivisiАdivisiТdivisiБdivisi

3

Ta001

Ta002

2

No. 2 - Слaва Отцу [и Единородный Сыне]

Troparion after the Second Antiphon

Op.41, No. 2

Тропарь по втором антифоне

САТБ

5

Ta002

  • Ta002 search

    MR Ta002

Ta003

3

No. 3 - Приидите, поклонимся [и Святый Боже]

Hymn of the Little Entrance and the Trisagion Hymn

Op.41, No. 3

На малом входе

СdivisiАТdivisiБdivisi

5

Ta003

  • Ta003 search

    MR Ta003

Ta004

4

No. 4 - После чтения Апостола

Litanies and Responses

Op.41, No. 4

Ектении и краткие молитвословия

СdivisiАТdivisiБdivisi

2

Ta004

Ta005

5

No. 5 - После чтения Евангелия

Litanies and Responses

Op.41, No. 5

САТБ

3

Ta005

Ta006

6

No. 6 - Херувимская песнь

Cherubic Hymn

Op.41, No. 6

Херувимская песнь

СdivisiАdivisiТdivisiБdivisi

7

Ta006

  • Ta006 search

    MR Ta006

Ta007

7

No. 7 - После Херувимской песни

Litanies and Responses

Op.41, No. 7

Ектении и краткие молитвословия

САТБ

1

Ta007

Ta008

8

No. 8 - Символ веры

Creed

Op.41, No. 8

Символ веры

СdivisiАdivisiТБdivisi

9

Ta008

  • Ta008 search

    MR Ta008

Ta009

9

No. 9 - Милость мира

Anaphora (Eucharistic Canon)

Op.41, No. 9

Евхаристический канон

САТБ

4

Ta009

  • Ta009 search

    MR Ta009

Ta010

10

No. 10 - Тебе поем

Hymn of the Epiklesis

Op.41, No. 10

Песнопение возношения на Евхаристическом каноне

САТБ

2

Ta010

  • Ta010 search

    MR Ta010

Ta011

11

No. 11 - Достойно есть

Hymn to the Mother of God

Op.41, No. 11

Песнь Божией Матери на Литургии

САТБ

4

Ta011

  • Ta011 search

    MR Ta011

Ta012

12

No. 12 - Аминь. И со духом твоим. Господи, помилуй

Litanies and Responses

Op.41, No. 12

Ектении и краткие молитвословия

САТБ

1

Ta012

Ta013

13

No. 13 - Молитва Господня

The Lord's Prayer

Op.41, No. 13

Молитва Господня

САТБ

4

Ta013

  • Ta013 search

    MR Ta013

Ta014

14

No. 14 - Причастный стих [в воскресенье]

Communion Hymn

Op.41, No. 14

Причастный стих в воскресенье

Пс. 148:1

САТБ

7

Ta014

  • Ta014%0a%0a search

    MR Ta014

Ta015

15

No. 15 - Благословен грядый [Видехом...] [Да исполнятся...]

Hymn at the appearance of Communion and Hymns of Thanksgiving

Op.41, No. 14

По явлении Св. Даров

САТБ

8

Ta015

Нажмите [-], чтобы скрыть