Компанейский, Николай

Kompaneisky
КОМПАНЕЙСКИЙ, Николай Иванович (р. 1848, Приютино, близ Таганрога; ум. 17 [30] марта 1910, Петербург) — учился в Николаевском кавалерийском училище; был вольнослушателем физико-математического факультетa в Санкт-Петербургском университете; брал уроки игры на виолончели и теории музыки, занимался вокалом с выдающимся оперным певцом О. А. Петровым. Был знаком с композиторами А. С. Даргомыжским, М. П. Мусоргским, А. Н. Серовым и др., под влиянием которых написал две оперы на национальные темы: «Тарас Бульба» и «Майская Ночь» (которые он впоследствии сжег); также не сохранились его другие светские произведения—симфония, романсы. С началом развития Нового направления в духовной музыке в 1890-х годах, стал сочинять обработки церковных распевов и выступать в роли музыкального критика и публициста (в журналах «Русская музыкальная газета», «Музыка и пение» и др.) на темы, связанные с церковным пением. Вместе с прот. М. Лисицыным, С. В. Панченко, Н. Н. Черепниным, Компанейский составил петербургский контингент Нового направления. Компанейский был поборником выдержанного церковного стиля, идеалом которога была древнерусская музыка. Основой его переложений была не столько гармонизация церковных напевов, при которой голосовые партии, кроме главной, обыкновенно маловыразительны, сколько контрапунктическое комбинирование характерных мелодических элементов — попевок, входящих в состав того или другого церковного распева. Его песнопения отличаются выразительностью и соответствием музыки и текста, но, по признанию самого композитора, им недостает порой технической законченности. Среди технических приемов в его обработках часто встречается преднамеренное использование элементов (голосоведения, кадансов) заимствованных из русской народной песни. На основе народной подголосочной полифонии Компанейский пытался воссоздать в своих произведениях русскую, чисто вокально-хоровую „симфонию“, применительную к церковному пению. Компанейский успешно отстаивал бесцензурный выпуск в свет духовных композиций, выступал против притязаний наблюдательного совета при московском Синодальном хоре; после первоначальных затруднений с получением разрешения на издание его произведений, большинство из них (свыше 50) было издано фирмой П. Юргенсона. Из его духовно-музыкальных сочинений самые крупные: Догматики Богородичны (1900-1903) знаменного распева и Литургия св. Иоанна Златоуста болгарского распева (1906).

Найденo 74 результата

Сортировка:
Km059

Вечери Твоея тайныя

S.Op. 32

Демественное [свободное сочинение]

Херувимская песнь и Причастный стих во Св. и Великий Четверг

С(divisi)А(divisi)Т(divisi)Б(divisi)

ПЮ #33219 б.д.

Первое печатное издание

4

Km059

Km bd

Догматики Богородичны

S.Op. 27

Знаменного распева

С(divisi)А(divisi)Т(divisi)Б(divisi)

ПЮ #32421 1906

Первое печатное издание

43

Km045-053

9 Нажмите [+], чтобы расширить

Km045

1

Глас 1-й - Всемирную славу

Let us praise the virgin, Mary

S.Op. 27, No. 1

Знаменного распева

Богородичен догматик

С(divisi)А(divisi)Т(divisi)Б(divisi)

7

Km045

Km046

2

Глас 2-й - Прейде сень законная

The shadow of the law passed

S.Op. 27, No. 2

Знаменного распева

Богородичен догматик

САТ(divisi)Б(divisi)

5

Km046

Km047

3

Глас 2-й - О чудесе новаго

O new wonder!

S.Op. 27, No. 2

Знаменного распева

Богородичен на стиховне

СА(divisi)Т(divisi)Б(divisi)

6

Km047

Km048

4

Глас 3-й - Како не дивимся?

How can we not wonder?

S.Op. 27, No. 3

Знаменного распева

Богородичен догматик

С(divisi)А(divisi)Т(divisi)Б(divisi)

7

Km048

Km049

5

Глас 4-й - Иже Тебе ради Богоотец пророк Давид

The Prophet David

S.Op. 27, No. 4

Знаменного распева

Богородичен догматик

С(divisi)А(divisi)Т(divisi)Б(divisi)

6

Km049

Km050

6

Глас 5-й - В Чермнем мори

In the Red Sea of old

S.Op. 27, No. 5

Знаменного распева

Богородичен догматик

С(divisi)А(divisi)Т(divisi)Б(divisi)

6

Km050

7

Глас 6-й - Кто Тебе не ублажит?

Who will not bless you?

S.Op. 27, No. 6

Знаменного распева

Богородичен догматик

С(divisi)А(divisi)Т(divisi)Б(divisi)

Km051

Km052

8

Глас 7-й - Мати убо позналася еси

You were revealed to be a mother

S.Op. 27, No. 7

Знаменного распева

Богородичен догматик

С(divisi)А(divisi)Т(divisi)Б(divisi)

6

Km052

Km053

9

Глас 8-й - Царь небесный

The King of Heaven

S.Op. 27, No. 8

Знаменного распева

Богородичен догматик

С(divisi)АТБ

6

Km053

Нажмите [-], чтобы скрыть
Km006

Достойно есть

S.Op. 6

Болгарского распева, гл. 1

С(divisi)А(divisi)Т(divisi)Б(divisi)

ПЮ #29144 1903

Первое печатное издание

5

Km006

Km008

Достойно есть

S.Op. 8

Греческого распева, гл. 4

САТБ-АТБ (divisi)

ПЮ #29148 1903

Первое печатное издание

5

Km008

Km026

Достойно есть

Демественное [свободное сочинение]

С(divisi)А(divisi)ТБ

ПЮ #31000 1903

Первое печатное издание

3

Km026

Km005

Достойно есть

S.Op. 5

Знаменного распева

С(divisi)А(divisi)Т(divisi)Б(divisi)

ПЮ #29142 1903

Первое печатное издание

3

Km005

Km007

Достойно есть

S.Op. 7

Напев Царя Феодора

С(divisi)АТ(divisi)Б

ПЮ #29146 1903

Первое печатное издание

3

Km007

Km015

Един Свят

S.Op. 14

На обычные распевы

С(divisi)А(divisi)Т(divisi)Б(divisi)

ПЮ #29160 1903

Первое печатное издание

6

Km015

Km012

Ектении

S.Op. 11

Киевского распева

С(divisi)А(divisi)Т(divisi)Б(divisi)

ПЮ #29154 1903

Первое печатное издание

4

Km012

Km068

Tебе одеющагося

S.Op. 41

Болгарского распева

Стириха (славник) на стиховне в Св. и Великую Пятницу

С(divisi)А(divisi)Т(divisi)Б(divisi)

ПЮ #33123 б.г.

Первое печатное издание

10

Km068