Научная библиотека православной музыки

Лисицын, Протоиерей Михаил

Lisitsyn

ЛИСИЦЫН, Михаил Александрович (р. 13 декабря 1872, г. Духовщина Смоленской губернии; ум. 3 июня 1918, Петроград[?]) - протоиерей, русский духовный писатель, музыкальный критик, церковный композитор. Окончил Духовную Семинарию в Смоленске, был регентом семинарского хора. В 1888-1889 гг. занимался теорией музыки с помощником инспектора С. Я. Воробьёвым, выпускником Бесплатной музыкальной школы под рук. М. А. Балакирева и Н. А. Римского-Корсакова. Поступил в Киевскую Духовную Академию (1893), где также руководил хором. В 1897 г. защитил канд. дис. по богословию под рук. проф. А. А. Дмитриевского.

С кон. 90-х гг. XIX в. Лисицын жил в Петербурге, где познакомился с С. В. Панченко, советы которого оказали влияние на становление Лисицына как композитора.

Лисицын - автор свыше 130 статей по церковной музыке в периодических изданиях («Музыка и пение», «Русская музыкальная газета», «Музыкальный труженик» и др.). В публикациях он затрагивает широкий круг вопросов: история духовной музыки, анализ и оценка новых сочинений, программ духовных концертов, положение певцов и регентов, состояние духовно-му ыкальной цензуры. Лисицын одним из первых дал оценку духовному творчеству М. И. Глинки, прот. Петра Турчанинова, Г. Ф. Львовского, П. И. Чайковского, Римского-Корсакова, А. С. Аренского, Панченко, Н. И. Компанейского, А. Д. Кастальского, А. Т. Гречанинова, П. Г. Чеснокова. В своей программной работе «О новом направлении в русской церковной музыке» (1909) выявил эстетику Нового направления.

В духовно-музыкальном творчестве - сочинениях и переложениях древних распевов - Лисицын стремился к реализации своих теоретических идей, но его произведения не всегда обладали внутренней стилистической цельностью: в них сочетались черты первых образцов русского многоголосия, итальянского концертного стиля рубежа XVIII и XIX вв., а также особенности языка немецкой позднеромантической гармонии. Среди наиболее интересных музыкальных сочинений Лисицына: Херувимская демественная, Пение при архиерейском служении, «Хвалите имя Господне» (№ 14), «Христос воскресе» абиссинского напева (№ 16), Задостойник Пасхи (№ 11), «Покаяния отверзи ми двери» (№ 13).

Найдено 29 результатов

Сортировка:

№ 4 В память вечную

Op. 6

ПЮ #32816 32820

Не найдено

Ls008

№ 3 Взбранной Воеводе

Op. 17

Киевского распева

Кондак Пресв. Богородице

ПЮ #32823 б. г.

Не найдено

Ls019

№ 28 Воистину суета всяческая

С(divisi)А(divisi)Т(divisi)Б(divisi)

Гравировка - печать Г. Шмидт. Спб., ценз. 1913

Первое печатное издание.

Ls022

№ 2 Достойно есть

Op. 17

Путевого распева

ПЮ #32822 б. г.

Не найдено

Ls018

№ 2 Милость мира

Op. 6

ПЮ #32814

Не найдено

Ls006

№ 1 От юности моея

Op. 17

Болгарского распева

Антифон степенный 4-го гласа

С(divisi)А(divisi)Т(divisi)Б(divisi)

ПЮ #32821 б. г.

Первое печатное издание.

Ls017

№ 3 Отче наш

Op. 6

T II (С II), Б I (A I), Б II (A II), T I (С I)

ПЮ #32815 32819

Первое печатное издание.

Доступны только партии

Ls007

№ 3 Свете тихий

Op. 20

С(divisi)А(divisi)Т(divisi)Б(divisi)

Первое печатное издание.

Доступны только партии

Ls021

№ 1 Слава, и ныне. Единородный Сыне

Op. 6

CCAA или ТTББ

ПЮ #32813

Первое печатное издание.

дефект оригинала

Ls005

Ангел вопияше № 2

Op. 11

Не найдено

Ls027